Профессиограммы
Слесарь-сантехник
Дата публикации: 10.01.2017
1. Презентация профессии
Слесарь - сантехник - это рабочий, специалист по сборке и ремонту сантехники.
Профессия слесаря-сантехника имеет древние корни: сохранившийся до наших дней первый в мире водопровод был построен еще в Древнем Риме.
В современных жилых зданиях, как правило, встроены система центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, водостоков, газоснабжения, вентиляции, в отдельных зданиях – система кондиционирования воздуха. На этапе строительства здания слесарь-сантехник собирает, монтирует трубные узлы и детали, устанавливает ванну, унитаз, душевую кабину, раковины в кухнях и в ванных комнатах.
Мы давно привыкли пользоваться бытовыми «благами цивилизации». Система центрального отопления поддерживает комфортную для человека температуру воздуха в помещении; питьевая вода всегда доступна, течет из крана; система канализации и очистки сточных вод поддерживает чистоту нашей среды обитания; кухня, ванная и туалетная комнаты оборудованы сантехникой. Мы по-настоящему начинаем ценить эти удобства только тогда, когда что-то ломается.
В процессе эксплуатации любой техники, в том числе сантехнических систем, периодически возникает необходимость в услугах квалифицированного рабочего. Если в водопроводных трубах возникла течь, специалист может качественно провести герметизацию (изолировать стыки труб) или закрепить в месте повреждения металлическую стяжку (хомут), вышел из строя смеситель – сантехник легко заменит и наладит это устройство.
Сохранность ваших нервов и качество санитарно-технических работ во многом зависят от квалификации слесарей-сантехников, монтажников сантехнических систем.
Профессия распространенная, массовая, востребованная. Спрос на слесарей-сантехников стабильный, устойчивый.
Преимущества профессии: полезные навыки в быту, в собственном доме; стабильный доход.
Ограничения профессии: неумение работать руками; брезгливость к «грязной» работе; необходимость постоянно осваивать все новые технологии, строительные материалы и сантехнические оборудование.
2. Тип и класс профессии
Профессия слесаря-сантехника относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж/демонтаж, наладку эксплуатации, ремонт и обслуживание сантехнических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к технической ручной работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек - Знак», поскольку она связана с работой с цифрами, со схемами, чертежами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия слесаря-сантехника относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.
3. Содержание деятельности
Деятельность слесаря-сантехника состоит из текущего и планового ремонта техники на производстве и в быту. Слесарь-сантехник изучает устройство оборудования по техническому паспорту или чертежу, проводит техническую диагностику механизмов. В случае необходимости разбирает технический аппарат. Он производит монтаж/демонтаж отдельных элементов, ремонтирует либо заменяет поврежденные детали, налаживает работу сантехнического оборудования.
Слесарь-сантехник выбирает эффективные способы монтажа внутреннего сантехнического, отопительно-вентиляционного, газового оборудования и систем кондиционирования воздуха в жилых, общественных и промышленных зданиях, а также прокладки трубопроводов для внешних сетей.
Слесарь-сантехник использует в работе различные инструменты и приборы для проведения измерений и диагностики. В процессе сборки оборудования или техники он производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаиморасположение в соответствии с техническими условиями, регулирует и налаживает работу механизмов, приводит их в рабочее состояние.
4. Условия труда
Слесарь-сантехник работает большую часть времени в помещении (в жилых, общественных и промышленных зданиях, на строящихся объектах недвижимости, в мастерской). В случае прокладки новых или ремонта нетранспортабельных труб, техники – на открытом воздухе.
Слесарь-сантехник использует в работе ручные инструменты. У него подвижный образ деятельности. Слесарь-сантехник работает индивидуально либо в паре, в бригаде с другими специалистами (тогда ему нужны элементарные навыки общения и чувство ответственности за коллективную работу).
Слесарь-сантехник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Слесарь-сантехник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии слесаря-сантехника необходимы базовые знания по черчению, математике, физике, химии.
Квалифицированный слесарь-сантехник должен знать:
Слесарь - сантехник - это рабочий, специалист по сборке и ремонту сантехники.
Профессия слесаря-сантехника имеет древние корни: сохранившийся до наших дней первый в мире водопровод был построен еще в Древнем Риме.
В современных жилых зданиях, как правило, встроены система центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, водостоков, газоснабжения, вентиляции, в отдельных зданиях – система кондиционирования воздуха. На этапе строительства здания слесарь-сантехник собирает, монтирует трубные узлы и детали, устанавливает ванну, унитаз, душевую кабину, раковины в кухнях и в ванных комнатах.
Мы давно привыкли пользоваться бытовыми «благами цивилизации». Система центрального отопления поддерживает комфортную для человека температуру воздуха в помещении; питьевая вода всегда доступна, течет из крана; система канализации и очистки сточных вод поддерживает чистоту нашей среды обитания; кухня, ванная и туалетная комнаты оборудованы сантехникой. Мы по-настоящему начинаем ценить эти удобства только тогда, когда что-то ломается.
В процессе эксплуатации любой техники, в том числе сантехнических систем, периодически возникает необходимость в услугах квалифицированного рабочего. Если в водопроводных трубах возникла течь, специалист может качественно провести герметизацию (изолировать стыки труб) или закрепить в месте повреждения металлическую стяжку (хомут), вышел из строя смеситель – сантехник легко заменит и наладит это устройство.
Сохранность ваших нервов и качество санитарно-технических работ во многом зависят от квалификации слесарей-сантехников, монтажников сантехнических систем.
Профессия распространенная, массовая, востребованная. Спрос на слесарей-сантехников стабильный, устойчивый.
Преимущества профессии: полезные навыки в быту, в собственном доме; стабильный доход.
Ограничения профессии: неумение работать руками; брезгливость к «грязной» работе; необходимость постоянно осваивать все новые технологии, строительные материалы и сантехнические оборудование.
2. Тип и класс профессии
Профессия слесаря-сантехника относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж/демонтаж, наладку эксплуатации, ремонт и обслуживание сантехнических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к технической ручной работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек - Знак», поскольку она связана с работой с цифрами, со схемами, чертежами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия слесаря-сантехника относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам с соблюдением имеющихся правил и нормативов, стандартов.
3. Содержание деятельности
Деятельность слесаря-сантехника состоит из текущего и планового ремонта техники на производстве и в быту. Слесарь-сантехник изучает устройство оборудования по техническому паспорту или чертежу, проводит техническую диагностику механизмов. В случае необходимости разбирает технический аппарат. Он производит монтаж/демонтаж отдельных элементов, ремонтирует либо заменяет поврежденные детали, налаживает работу сантехнического оборудования.
Слесарь-сантехник выбирает эффективные способы монтажа внутреннего сантехнического, отопительно-вентиляционного, газового оборудования и систем кондиционирования воздуха в жилых, общественных и промышленных зданиях, а также прокладки трубопроводов для внешних сетей.
Слесарь-сантехник использует в работе различные инструменты и приборы для проведения измерений и диагностики. В процессе сборки оборудования или техники он производит подгонку деталей, соблюдая их точное взаиморасположение в соответствии с техническими условиями, регулирует и налаживает работу механизмов, приводит их в рабочее состояние.
4. Условия труда
Слесарь-сантехник работает большую часть времени в помещении (в жилых, общественных и промышленных зданиях, на строящихся объектах недвижимости, в мастерской). В случае прокладки новых или ремонта нетранспортабельных труб, техники – на открытом воздухе.
Слесарь-сантехник использует в работе ручные инструменты. У него подвижный образ деятельности. Слесарь-сантехник работает индивидуально либо в паре, в бригаде с другими специалистами (тогда ему нужны элементарные навыки общения и чувство ответственности за коллективную работу).
Слесарь-сантехник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
Слесарь-сантехник выполняет поставленные другими задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии слесаря-сантехника необходимы базовые знания по черчению, математике, физике, химии.
Квалифицированный слесарь-сантехник должен знать:
- основы строительного дела, гидравлики, аэродинамики;
- устройство отопительных и кондиционирующих систем, систем очистки воздуха, воды;
- технологию проведения сантехнических работ;
- назначение и применение слесарных и измерительных инструментов;
- назначение и качества сантехнических материалов, изделий, деталей;
- различные способы монтажа сантехники, обработки материалов;
- проектно-сметную документацию на монтаж обслуживаемых систем;
- правила пользования трубонарезными станками и приспособлениями;
- способы испытания санитарно-технических систем, приборов, арматуры, отдельных труб и узлов;
- виды соединений труб и креплений трудопроводов.
Квалифицированный слесарь-сантехник должен уметь:
- разбираться в чертежах из технического паспорта оборудования;
- проводить диагностику дефектов сантехнического оборудования; определять годность отдельных деталей, узлов, элементов сантехники для дальнейшей эксплуатации;
- производить техническое обслуживание, монтаж и мелкий ремонт сантехнического оборудования;
- точно подбирать трубы и фасонные части к ним по названиям и размерам;
- определять силу и направление рабочих движений, с учетом сопротивления материала.
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве слесаря-сантехника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
Для успешной деятельности в качестве слесаря-сантехника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- пространственное мышление;
- острое зрение;
- точный глазомер;
- подвижность тела и точная мелкая моторика (ловкость и координация движений рук);
- выраженная склонность к ручному труду;
- физическая сила и выносливость;
- способность к концентрации внимания;
- эмоциональная устойчивость;
- техническая сообразительность и точность в действиях;
- сдержанность и вежливость в общении с людьми.
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для слесаря-сантехника:
Медицинские ограничения для слесаря-сантехника:
- нарушения зрения и слуха;
- хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- кожные и аллергические заболевания;
- заболевания органов дыхания;
- агрессивность, раздражительность;
- нервно-психические расстройства.
8. Пути получения профессии
Базовые знания по профессии слесаря-сантехника можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-сантехника приходят молодые люди с выраженным интересом к практическому ручному труду с техникой, к металлообработке, к работе с чертежами и инструментами.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Слесари-сантехники работают в области эксплуатации сантехнических систем, приборов и оборудования:
Базовые знания по профессии слесаря-сантехника можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-сантехника приходят молодые люди с выраженным интересом к практическому ручному труду с техникой, к металлообработке, к работе с чертежами и инструментами.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Слесари-сантехники работают в области эксплуатации сантехнических систем, приборов и оборудования:
- в организациях, обеспечивающих контроль строительства и обслуживания жилых комплексов на строящихся объектах;
- в эксплуатационных отделах на заводах;
- предприятиях, в офисах (где требуется постоянный контроль систем отопительного, сантехнического и вентиляционного оборудования);
- в конструкторских бюро;
- в ДЭЗах (дирекциях по эксплуатации зданий);
- в ремонтных мастерских;
- в частных компаниях по бытовому ремонту.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития слесаря-сантехника.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем, выполняя все более сложные и масштабные работы, можно осваивать новые специальности в рамках близких профессий. Например, монтажник сантехнических систем и оборудования.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что работник с профессией слесаря-сантехника может со временем повысить свою квалификацию в строительном ВУЗе и совершить движение по линии административного роста: техник – начальник отдела технического обслуживания предприятия. При выборе данного направления карьеры необходимо быть общительным, полезно развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
При наличии «инженерной жилки» рекомендуется получить высшее техническое образование и двигаться по линии: техник – инженер – главный инженер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что квалифицированный работник с профессией слесаря-сантехника со временем совершенствует навыки, нарабатывает свой уникальный профессиональный опыт и может создать собственный бизнес по ремонту сантехники, по типу частной компании «Муж на час». В случае интереса к данному направлению карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать профессии менеджер проекта, предприниматель.
11. Родственные профессии
Слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту машин и оборудования.
Возможные пути развития слесаря-сантехника.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем, выполняя все более сложные и масштабные работы, можно осваивать новые специальности в рамках близких профессий. Например, монтажник сантехнических систем и оборудования.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что работник с профессией слесаря-сантехника может со временем повысить свою квалификацию в строительном ВУЗе и совершить движение по линии административного роста: техник – начальник отдела технического обслуживания предприятия. При выборе данного направления карьеры необходимо быть общительным, полезно развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
При наличии «инженерной жилки» рекомендуется получить высшее техническое образование и двигаться по линии: техник – инженер – главный инженер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что квалифицированный работник с профессией слесаря-сантехника со временем совершенствует навыки, нарабатывает свой уникальный профессиональный опыт и может создать собственный бизнес по ремонту сантехники, по типу частной компании «Муж на час». В случае интереса к данному направлению карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать профессии менеджер проекта, предприниматель.
11. Родственные профессии
Слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту машин и оборудования.