Профессиограммы
Мастер производственного обучения
Дата публикации: 10.01.2017
1. Презентация профессии
Профессия мастера производственного обучения, строго говоря, появилась одновременно с зарождением производства. Она очень близка к профессии учителя. Только мастер – не просто преподаватель, который учит знаниям и воспитывает учащихся, это высококвалифицированный рабочий, наставник, специалист с «золотыми руками», который в совершенстве владеет своим предметом на практике. Мастер производственного обучения не только передает учащимся знания по предмету, но и главным образом способствует формированию у них практических умений и навыков по определенной производственной специальности.
Мастера (мастеровые) пользовались всеобщим уважением еще в период формирования ремесел, как самые искусные рабочие, в совершенстве овладевшие своей специальностью.
Мастера производственного обучения обучают самым разным профессиям. Например, повар-кондитер, художник по костюмам, мастер растениеводства, водитель, оператор швейного оборудования, продавец, контролер-кассир, грумер, регулировщик РЭАиП (радиоэлектронной аппаратуры и приборов), мастер сухого строительства. Все эти варианты объединяет одно: практическое профессиональное обучение учащихся в сфере производства товаров и услуг.
Мастер производственного обучения – профессия уважаемая, спрос на нее на рынке труда Москвы будет только возрастать.
Преимущества профессии: полезные для жизни ручные навыки; возможность постоянно совершенствоваться в своей специальности; удовольствие от наставничества, передачи наработанного опыта подрастающему поколению.
Ограничения профессии: возможно воздействие на здоровье факторов вредного производства; высокая личная ответственность за жизнь и безопасность учащихся во время практических занятий.
2. Тип и класс профессии
Профессия мастера производственного обучения сочетает в себе направленность на работу с людьми, техникой и знаковыми системами.
В этой профессии должны быть выражены общая гуманитарная направленность одновременно с интересом и способностью к технической деятельности.
В первую очередь она относится к типу: «Человек – Человек», поскольку ориентирована на взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительные типы:
«Человек - Техника» (работа, связанная с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами). Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
«Человек – Знак» (работа, связанная со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами). Как правило, для этого требуются интерес к работе с информацией, пространственное мышление, умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Профессия мастера производственного обучения относится к классу эвристических, потому что она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием. Эта профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения.
Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
Мастер производственного обучения участвует в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Он привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
4. Условия труда
Во время работы мастер производственного обучения чаще всего находится в помещении учебных мастерских, в цехах, на производстве. В зависимости от специальности, он может работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке). Условия труда приближены к условиям реального производства. Мастер по обучению постоянно общается со своими учениками в процессе труда.
В зависимости от профиля обучения средства труда могут быть разными: ручные инструменты (например, ножницы), механические (станки), автоматические (приборы, работающие по заданной программе) и компьютеры.
Мастер производственного обучения сам принимает решения в рамках поставленных учебных задач.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный мастер производственного обучения должен знать:
Профессия мастера производственного обучения, строго говоря, появилась одновременно с зарождением производства. Она очень близка к профессии учителя. Только мастер – не просто преподаватель, который учит знаниям и воспитывает учащихся, это высококвалифицированный рабочий, наставник, специалист с «золотыми руками», который в совершенстве владеет своим предметом на практике. Мастер производственного обучения не только передает учащимся знания по предмету, но и главным образом способствует формированию у них практических умений и навыков по определенной производственной специальности.
Мастера (мастеровые) пользовались всеобщим уважением еще в период формирования ремесел, как самые искусные рабочие, в совершенстве овладевшие своей специальностью.
Мастера производственного обучения обучают самым разным профессиям. Например, повар-кондитер, художник по костюмам, мастер растениеводства, водитель, оператор швейного оборудования, продавец, контролер-кассир, грумер, регулировщик РЭАиП (радиоэлектронной аппаратуры и приборов), мастер сухого строительства. Все эти варианты объединяет одно: практическое профессиональное обучение учащихся в сфере производства товаров и услуг.
Мастер производственного обучения – профессия уважаемая, спрос на нее на рынке труда Москвы будет только возрастать.
Преимущества профессии: полезные для жизни ручные навыки; возможность постоянно совершенствоваться в своей специальности; удовольствие от наставничества, передачи наработанного опыта подрастающему поколению.
Ограничения профессии: возможно воздействие на здоровье факторов вредного производства; высокая личная ответственность за жизнь и безопасность учащихся во время практических занятий.
2. Тип и класс профессии
Профессия мастера производственного обучения сочетает в себе направленность на работу с людьми, техникой и знаковыми системами.
В этой профессии должны быть выражены общая гуманитарная направленность одновременно с интересом и способностью к технической деятельности.
В первую очередь она относится к типу: «Человек – Человек», поскольку ориентирована на взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительные типы:
«Человек - Техника» (работа, связанная с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами). Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.
«Человек – Знак» (работа, связанная со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами). Как правило, для этого требуются интерес к работе с информацией, пространственное мышление, умение сосредотачиваться, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Профессия мастера производственного обучения относится к классу эвристических, потому что она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием. Эта профессия требует высокой эрудиции, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения.
Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
Мастер производственного обучения участвует в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Он привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
4. Условия труда
Во время работы мастер производственного обучения чаще всего находится в помещении учебных мастерских, в цехах, на производстве. В зависимости от специальности, он может работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке). Условия труда приближены к условиям реального производства. Мастер по обучению постоянно общается со своими учениками в процессе труда.
В зависимости от профиля обучения средства труда могут быть разными: ручные инструменты (например, ножницы), механические (станки), автоматические (приборы, работающие по заданной программе) и компьютеры.
Мастер производственного обучения сам принимает решения в рамках поставленных учебных задач.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный мастер производственного обучения должен знать:
- требования к организации учебно-производственной работы с ученическими коллективами;
- основы педагогики, психологии и воспитания учащихся;
- учебные программы по производственному обучению, методики производственного обучения, с учетом возраста учащихся;
- технологию учебного производства;
- оборудование и правила его технической эксплуатации;
- правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Квалифицированный мастер производственного обучения должен уметь:
- работать с людьми, доходчиво, четко и ясно объяснять учебный материал;
- находить индивидуальный подход к разным ученикам;
- владеть навыками ручного труда, желательно в области нескольких смежных рабочих профессий;
- проявлять доброжелательность, отзывчивость и одновременно требовательность;
- хорошо распределять и быстро переключать внимание;
- выявлять и устранять неполадки в технических устройствах;
- сохранять выдержку и самообладание, действовать уверенно в любых ситуациях, особенно во время практических занятий.
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве мастера производственного обучения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
Для успешной деятельности в качестве мастера производственного обучения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- интерес к физике;
- интерес к технологиям;
- владение основами педагогического мастерства;
- точная мелкая моторика (ловкость и координация движений);
- выраженная склонность к работе в сфере общения;
- выраженная склонность к работе с техникой (для большинства профессий);
- склонность к управленческой работе;
- склонность к работе с информацией;
- активность и физическая подвижность;
- эмоциональная устойчивость.
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для мастера производственного обучения:
Медицинские ограничения для мастера производственного обучения:
- снижение остроты зрения и слуха;
- выраженные дефекты речи;
- вирусоносительство;
- хронические заболевания, вызывающие нарушение памяти, внимания;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- наличие алкогольной или наркотической зависимости;
- нервно-психические заболевания.
8. Пути получения профессии
В профессию мастера по производственному обучению каждый человек приходит своим, уникальным путем. Чаще всего это может быть второй и даже третьей профессией.
Для профессии мастера производственного обучения не требуется получение высшего образования, достаточно начального или среднего профессионального образования определенного профиля.
Многие будущие мастера сначала заканчивают учреждение среднего профессионального образования (профильный колледж, лицей, училище, техникум) и начинают трудиться на производстве, повышают свою квалификацию, достигают выдающихся успехов в своей области и только после этого начинают делиться своим опытом, работать в качестве мастера. Как правило, мастер производственного обучения владеет несколькими смежными специальностями, причем не менее чем на 1-2 квалификационных разряда выше уровня выпускников учреждения среднего профессионального образования.
Для других хобби перерастает в профессию.
Третьи заканчивают учреждение высшего профессионального образования, после чего приступают к педагогической работе в качестве мастера.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Мастера производственного обучения работают в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:
В профессию мастера по производственному обучению каждый человек приходит своим, уникальным путем. Чаще всего это может быть второй и даже третьей профессией.
Для профессии мастера производственного обучения не требуется получение высшего образования, достаточно начального или среднего профессионального образования определенного профиля.
Многие будущие мастера сначала заканчивают учреждение среднего профессионального образования (профильный колледж, лицей, училище, техникум) и начинают трудиться на производстве, повышают свою квалификацию, достигают выдающихся успехов в своей области и только после этого начинают делиться своим опытом, работать в качестве мастера. Как правило, мастер производственного обучения владеет несколькими смежными специальностями, причем не менее чем на 1-2 квалификационных разряда выше уровня выпускников учреждения среднего профессионального образования.
Для других хобби перерастает в профессию.
Третьи заканчивают учреждение высшего профессионального образования, после чего приступают к педагогической работе в качестве мастера.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Мастера производственного обучения работают в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:
- в учреждениях среднего профессионального образования (профессиональных лицеях, училищах, колледжах);
- на учебно-производственных комбинатах;
- на станциях технического творчества;
- в школьных мастерских и кабинетах труда;
- в центрах досуга;
- в учебных центрах, на курсах профессионального обучения;
- на автопредприятиях;
- на предприятиях швейной, пищевой, химической промышленности;
- на производстве.
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути построения карьеры.
Специализация и освоение смежных областей
Мастера производственного обучения – люди увлеченные. Чаще всего они совершенствуют свои знания, умения и навыки в рамках выбранной специальности (от стартового восьмого до тринадцатого разряда, высшей категории). Для этого они занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, мероприятия по обмену опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Также по ходу организации выставок, ярмарок, выступлений учащихся порой они осваивают смежные профессии (например, книгоиздатель, менеджер проекта).
Управленческое карьерное развитие
Часть мастеров со временем проявляют себя в качестве сильных организаторов, развиваются как управленцы, администраторы. Например, мастер производственного обучения может стать заместителем директора по производственному обучению, заведующим учебной частью в техникуме.
Организация собственного дела
Обладая уникальными знаниями и ценным жизненным опытом, часть мастеров производственного обучения принимает решение начать собственное дело, открыть индивидуальный бизнес (мастерскую). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель.
11. Родственные профессии
Учитель труда, мастер, технолог на производстве, преподаватель профессионального учебного заведения. В зависимости от специальности, можно работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке).
Возможные пути построения карьеры.
Специализация и освоение смежных областей
Мастера производственного обучения – люди увлеченные. Чаще всего они совершенствуют свои знания, умения и навыки в рамках выбранной специальности (от стартового восьмого до тринадцатого разряда, высшей категории). Для этого они занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, мероприятия по обмену опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.
Также по ходу организации выставок, ярмарок, выступлений учащихся порой они осваивают смежные профессии (например, книгоиздатель, менеджер проекта).
Управленческое карьерное развитие
Часть мастеров со временем проявляют себя в качестве сильных организаторов, развиваются как управленцы, администраторы. Например, мастер производственного обучения может стать заместителем директора по производственному обучению, заведующим учебной частью в техникуме.
Организация собственного дела
Обладая уникальными знаниями и ценным жизненным опытом, часть мастеров производственного обучения принимает решение начать собственное дело, открыть индивидуальный бизнес (мастерскую). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель.
11. Родственные профессии
Учитель труда, мастер, технолог на производстве, преподаватель профессионального учебного заведения. В зависимости от специальности, можно работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке).